Болгарские приключения узбекского пилота

Болгария давно стояла в списке стран, которые я хотел изведать. Привлекало всё – леса, горы, море, и главное – супер условия для полётов. В сводках в нете, я видел не раз какие там делаю полёты!! Пилоты делают по 200-300 км довольно часто. Так что, клуб пилотов членов клуба «200», а уж тем более «100 км» довольно обширен. Поэтому, очередной отпуск я решил провести и с пользой для семьи – отдохнув и попутешествовав по Болгарии, и для нашего спорта – поучаствовав в соревновании и поучившись.

Поэтому тут постараюсь описать как летается вообще в Болгарии, и рассказать про соревнования, чтобы вынести уроки для развития нашего спорта, у нас в стране. Кому не по силам или просто не очень охота читать много букв ниже, скажу сразу – езжайте летать в Болгарию.   

Cразу скажу, что как бы я не хотел стать членом этих элитных клубов «100 км» или тем более «200 км», я себе таких задач не ставил. Потому что такие маршруты делаются людьми, которым не нужно вернуться как можно быстрее к семье, которая тебя ждёт внизу. Но компромисс всегда можно найти. Тем более в Болгарии. Болгария покрыта различными отрогами и хребтами. Пусть они не такие высокие на наш взгляд, но высокая влажность (близость Чёрного и Средиземного морей) в купе с горами делают своё дело. Если правильно выбран старт под имеющийся ветер, то ты будешь летать долго и далеко и, если хочешь, и с возвращением. При чём можно спокойно совмещать полёты над горами и над равнинами, где путь тебе будут указывать море облаков.

Первым моим пунктом назначения был старт в городе Шумен. Отсюда летают маршруты – высокие и далёкие. Отсюда улетают на рекордные полёты, и садятся где-то в совершенно другой части Болгарии. Я предварительно созвонился с местными пилотами и приехал на старт. На машине, с семьёй. Так что вы понимаете, что я был связан, и заранее было ясно, что я буду делать местечковые полёты. Но хотя бы прощупать воздух – как вообще летается в Болгарии. Старт находится на плато, которое возвышается на 300-400 метров над равниной. Но этого более чем достаточно для начала рекордных полётов. На старте стоят готовые 4 местных пилота. Я сел подождать и посмотреть на них – как и куда они полетят. Над нами висит туча, затмившая всё вокруг. Поддувает лёгкий встречный ветерок. Но никто не стартует. Все ждут 200 км погоду smiley. На старт также приехал пилот с Австралии. Мы разговорились. Оказалось, он знает пилота, у кого я купил своё крыло. Они в Австралии в одном клубе. Маленький мир. Ему не очень понравилось ожидание. Он попросился вперёд, расстелил купол и стартанул. «Мне лучше в воздухе, чем на земле» - сказал он. Его поначалу сдуло вниз за склон, но как только он показался из-за склона, обкручивая какой-то слабенький поточек, все местные тут же принялись стартовать. Я тут же расстелил свой купол и тут… Произошло то, чего я не ожидал. Ветер, как по тумблеру, переключился с встречного, на «ветер в спину». Три оставшихся на старте пилота, тоже из числа местных, констатировали, что это алес.. Ветер больше направление не поменяет. Вот так вот начался мой парапланерный трип по Болгарии. «Нулёво» - скажете вы. «Так точно» - соглашусь я. Но, всё ещё впереди.

Вторым пунктом полётов был Сопот. Знаменитый Сопот. Незадолго до выезда, я прочитал пост о том, как Стен (польский пилот с английским паспортом) там сделал больше 200 км с возвращением. Вот это действительно круто!!! Т.е. человек вылетел с утра, полетал 200 км, вернулся на базу, приземлился на штатной посадке, и пошёл пить пиво!!! Как вам? Поэтому не нужно говорить с каким вожделением я шёл на старт. На старт я шёл с Лёхой Макаровым, моим хорошим другом – пилотом из России и Васей Павловым – российским пилотом, но уже давно живущим в Болгарии. Встретились мы там и с Игорем и Олегом, с которыми договаривались встретиться на месте на параплан.ру.

Несколько слов нужно сказать об инфраструктуре. Она там просто клёвая. Есть всё для развития спорта. Экстремального и простого. А это привлекает людей, туристов, которые оставляют в стране деньги. Это, собственно, как раз то, что призвана развивать и наша Федерация экстремального и горного туризма, при которой работает наша секция. Отлично работающая канатная дорога. Отдельные коробки для транспортировки на ней горных велосипедов и кроссовых байков. Не говоря уже о парапланах. Пока ехал на канатке, разглядел кучу разных трасс как для велов, так и для мотобайков. Как собственно и самих байкеров. Построены трамплины. В общем круто.

Когда пришёл на старт, вообще обалдел. Футбольное поле, с мягкой травкой.. Стартовать можно хоть батальону парапланеристов. Но опять не задача – дует боковой восточный ветер, который собственно дует вдоль склона, создаёт за каждым отрогом роторки и разбивает всю термичку. Стартанув и поколбасившись возле старта около часу, иду на посадку вместе со всеми. Сегодня погоды нет. Опять промах?! Зная какая там посадка, вы так не будете думать. На посадке вас ждёт шикарный бассейн. Канаткой и бассейном владеет наш чеченский пилот, который перебрался в Болгарию, выкупил канатку и построил бассейн. Бассейн стоит 6 евро на весь день. Я реально оценю этот бассейн после моего следующего полёта в Сопоте.

А он произошёл через недельку, когда я приехал в Сопот перед грядущими соревнованиями. В Златице, где должны были проходить соревнования, была не лётная погода. Я созвонился с Лёхой и Васей – они решают полетать в Сопоте. Наконец-таки мне повезло: ветер, развитие – всё обещало, что сегодня будет лётный день. 50 км от Златицы в Сопот пролетели как мимолётная дымка. Летаем.. И какие это были полёты. Хорошее развитие над хребтом, потоки стоят 3-5 м/с, хотя довольно сильный ветер на высоте. Мы летим вдоль по хребту, в горах начинается сильное развитие, мы уходим за двумя крылышками в долину, и не найдя там ничего, возвращаемся на штатную посадку. Неплохой ФАИ треугольничек и 2 часа полётного кайфа. Ну и в награду – релакс с пивом в бассейне.

Я шёл за Лёхой, который тут как дома. Он же сделал несколько классных кадров меня в полёте, за что ему громадное спасибо..

 

    

Это мы убежали от развития над хребтом в долину 

Соревы.

Ну я хотел полетать в соревнованиях, ещё раз почувствовать адреналин состязания и поучиться – как это делается. Скрывать не буду – хочу всё «украсть», чтобы сделать международные соревнования у нас, в Узбекистане. Наша секция создана, чтобы развивать парапланерный спорт в стране, а это делается через развитие спортсменов. А спортсмены развиваются в соревнованиях, участвуя и состязаясь с другими сильными пилотами, учась у них. Так что можно сказать, что я был само «засланным казачком». Я уже даже и понравившееся название спёр, приспособив его к нашим условиям – Chimgan Air Battle 2016, которое мы успешно провели. Но если в этом году мы просто попробовали как это бывает, то в следующем 2017 году, я надеюсь, мы попробуем сделать уже международные рейтинговые соревнования, зарегистрированные в ФАИ.

На соревы я зарегился через airtribune. Нужно сказать, что этот ресурс стал очень ценным в организации соревнований. Всё чётко и просто в организации, постановки задач, отслеживании статуса где кто летит. На этих соревнованиях было требование – все должны иметь live tracking devices. Подавляющее большинство просто имело GSM телефоны, где была установлена прога от airtribune. Организаторы всем, кто хотел, раздали симки. Вставляешь в телефон, включаешь перед полётом, и уже ответственный по безопасности видит где кто летит, и кто куда сел, что существенно облегчает организацию подбора. Ну давайте я постараюсь структурно проанализировать соревнования и сделать выводы для наших будущих соревнований – Chimgan Air Battle 2017 (предварительно - начало июня 2017 года).

Общая организация

Всё освещение и информирование проходило также через сайт airtribune, откуда мы каждый день узнавали когда будет начало брифинга и куда мы поедем, а также вывешивались результаты, хоть и не очень аккуратно. Но всё же.

Организаторы долго метались с названием соревнований. Сначала это было Zlatitsa Aerobattle, потом Chelopech Aero Battle, потом решили просто сделать Aero battle. По сути, это был открытый национальный чемпионат Болгарии, куда впихнулись несколько пилотов из России, и один узбек. Метания в названиях видимо были связаны с какими-то политическими моментами, о которых трудно судить со стороны. Но вот что бросилось в глаза:

Златица – небольшой городочек, я бы даже сказал посёлок, типа нашего города Чарвака, недалеко от которого действительно есть старт под южное направление. Но почему изначально выбрали это место для проведения болгарского чемпионата, сказать не могу. Ведь реально недалеко есть Сопот, где условия просто идеальные. В Златице же было очень трудно разместиться. Пару гостиниц, где номеров очень ограниченное количество. Я с семьей жил в частном доме, за что большое спасибо менеджеру по размещению. Не дорого, но, если бы до этого не взял в аренду машину, было бы совсем неудобно добираться. Почему? – спросите вы. А потому что штаб-квартира соревнований находилась вообще в другом кишлаке, под интригующим названием – Церквище.

Что интересно, в этой деревушке, где может домов 50 наберётся, есть центр для развития спорта. Современное, просторное здание, которое построили для развития спорта. Но, насколько я понял, оно не часто используется по прямому назначению. Может чтобы оправдать строительство, тут и было решено организовать штаб-квартиру. Нам бы такое здание для секции…Ну хотя бы комнатку (тонкий намёк нашему хокимияту). А в Церквище - просто супер здание.

Мы также долго размышляли над тем, как в таком маленьком посёлке может существовать и коммерчески выживать маленькая гостиница. Реально, ну просто мимо этого посёлка вообще никто никогда не ездит. Соревнования им, наверное, годовую заполняемость их 4 номеров сделали.

А ещё, что меня очень удивило, спонсором соревнований являлся местный муниципалитет. Представляете – районный хокимият по нашему, спонсирует национальный чемпионат??!

Приветствие спортсменов муниципалитетом на площади г.Челопеч. Видны слева наши автобусы. 

Каждое утро в штаб-квартире, нас ждал брифинг, где нам, в хорошем зале, на экране, показывали сводку погоды и какие у нас сегодня особенности. Конечно же и до самих соревнований у нас был отличный содержательный брифинг о том, что и как будет организовано. И нам выдавали ланч пакет – бутерброд, шоколадку и бутылку воды. Ну и конечно – традиционная майка соревнований.   

Моменты для наших будущих соревнований:

  1. Использование airtribune для регистрации, отслеживания полётов пилотов и упрощения подбора. Также, очень удобная платформа для информирования участников обо всём происходящем на соревнованиях. Доска объявлений!!
  2. Выбор места очень важен. Чтобы было удобно пилотам добираться после полётов и на полёты.
  3. Организация размещения крайне важна. Это было маленькой проблемкой вначале. Нужен обязательно человек, который будет за это отвечать. Это урок из Златицы.
  4. Конечно же нужна штаб-квартира, которая будет центром соревнований.
  5. Нужна чёткая организация информирования участников.
  6. Завтрак важен и вода. Завтрак лучше сделать более привлекательным.
Заброс и подбор

На этих соревнованиях с этим было всё чётко. Муниципалитет выделил для соревнований 2 школьных жёлтеньких автобуса, и они нас возили. Везде. А возить пришлось много и долго. Так как не зафартило с погодой, а старт в Златице - под южную экспозицию, а всю неделю дул северный ветер, нам пришлось ездить совершенно в другое место, через хребет, где есть место под северный старт. Брифинг у нас был в 8:15 каждый день, после чего нас грузили в автобусы, и везли 2,5 часа на старт во Вратца. Другой муниципалитет, далеко место, но это была вынужденная мера, потому как ничего другого нам не оставалось. Соответственно назад нас везли также 2.5 часа, да ещё и подбор всех участников, и это после довольно серьёзных полётов. Т.е. в день мы 5 часов проводили просто в автобусе, а всего за соревы мы накатали в автобусе более 20 часов. В Церквище мы возвращались в 9 вечера, шли домой, принимали душ, и падали в кровать. На следующий день подъем в 7 утра, и опять ехать в Церквище из Златицы, и снова по кругу. Представьте, как работали водители. В общем молодцы организаторы и большое спасибо водителям.

По пути нас также собирали 2 джипа, которые были для подбора и доставки пилотов к автобусам. Как я и говорил, у нас у большинства были включены live trakkers. Менеджеры по подбору видели кто где садиться. Нас попросили не выключать airtribune до момента, когда мы уже будем сидеть в джипе или в автобусе. Мы садились, сообщали по номерам, или смс, или по вайберу где и кто сел, и нас вскорости подбирали.                    

Моменты для наших будущих соревнований:

  1. Организация заброса и подбора очень важна. С этим в Златице было все на высшем уровне. Нужно сделать также и у нас. Наверное, это один из главных факторов.
Задачи

Всего было заявлено 6 лётных дней. Но ещё до соревнований было понятно, что приходящий фронт не обещает ничего хорошего, и что стартов в Златице не будет – дул сереный ветер в спину, и такой прогноз был на всю неделю.

Поэтому в первый день у нас было открытие. Нас повезли в посёлок Челопеч (печёт чело, т.е. лоб), где находился центр муниципалитета (района). Там нас торжественно на площади поприветствовали от руководства района, пожелали удачи, и отвезли назад в Церквище. Мы поехали на старт. Зрелище было просто супер, как холодный фронт облаков перемахивает через хребет. В воздухе летало одно крыло, который как-то успел стартануть рано утром. Висело под облаками. Ветер раздулся и в ущелье против ветра стартанул еще и дельтик. Но для нас, конечно, условия были не камильфо, и день отменили.

Встречают с хлебом солью.

Вот такой вот северный фронт переползает через хребет

Я снимаю как наползает фронт на старте

меня снимают как я снимаю laugh

Второй день, который было понятно, что скорее всего будет тоже cancel мы всё-таки поехали на старт. Я даже разложил крыло, потому что старт действительно большой и можно не толпиться за место. Но ветер дул в спину и я, понюхав немного ветру, собрался и вскоре мы поехали вниз.

День 2

На все последующие дни мы ездили во Вратца. Нужно сказать, что старт во Вратце под северный ветер, а дул северо-восток, а иногда даже вообще восток. Поэтому стартовать приходилось с сильным боковым ветром, что реально было дискомфортно. И так было все 4 лётных дня.   

Нужно сказать несколько моментов о самом старте. До стартовой площадки есть большая площадка, на которой можно разложиться и подготовиться. Это очень удобно. Там же проходила постановка и объявление задачи комитетом. Но само взлётное место было маленьким – 2 крыла максимум. С сильным боковым ветром и множественными фальш стартами, потому как старт окружён был кустами, включая кусты чуть пониже, всё это создавало затор на старте. Многие ждали подходящего удобного направления ветра, что нервировало тех, кто уже стоял готовым к старту и хотел рискнуть. В первый день на старте у многих были мелкие травмы о кусты и камни. На самом старте также было много камней. Саша из Питера порвал стропу и купол, зацепившись о камни в один из стартов. Тех, кто сделал фальш-старт, зачастую приходилось выковыривать из кустов, что явно не добавляло спокойствия перед стартом. В первый день не было помощников на старте. Потом это исправили. Также как и увеличили стартовое окно, для того, чтобы все успели стартануть и комфортно занять позицию перед открытием воздушного старта.

Я не люблю этой нервозности, поэтому спокойно ждал, когда суета на старте уляжется, и старт будет более менее свободным. Это, конечно, повлияло на мои временные результаты, но я сделал выбор в пользу безопасности. Когда тебя ничего на старте не нервирует, ты спокойно стартуешь, и не делаешь ошибок во время старта, которые могут обернуться травмой. Старт и посадка – самые важные этапы полёта.   

Задачи все 4 лётных дня ставили очень интересные. В среднем по 60 км. С горными и долинными полётами. Именно тут я реально полетал долинами, ища потоки под облаками. Первый такс я «слил» по ошибке. Мне посоветовали меньше крутить и лететь до мощных термиков. Я так и сделал, и быстро слился, не найдя ничего возле точки в долине.

На следующий день я решил никого не слушать, а летать своим старым, добрым способом – безопасно выкручивать каждый термик до упора, чтобы был запас высоты. Этот способ сразу дал свои результаты. Не долетел до спид секции какой-то километр в эту задачу. Всё равно, я был очень доволен полётом.

На третий день я также выкручивал всё, что было, и долетел до гола, хотя уже после закрытия воздушного финиша. Это было следствием того, что я поздно вылетал, пропустив на старте всех вперёд. Но спид секцию я взять успел. Кстати, финиш был на аэродроме, базе парашютистов. Когда некоторые участники летели к голу, с неба слышались хлопки раскрывающихся парашютов, и падали парашютисты.

В четвёртый день такс был слегка укорочен, но сложнее – полёт против ветра. Я чуть не слился в горах, приняв решение рискнуть и пойти наверх хребта. Но не прогадал – нашёл поток, выкрутил и успешно перелетел хребет в соседнюю долину. Конечно, при этом переходе через хребет меня трясло и складывало, как чертяку, но всё обошлось, и я супер кайфанул, когда уже в финишной долине крутил громадные, спокойные термики под самую базу. А база стояла на 2500. Когда до конца таска (закрытия воздушного финиша) оставалось полчаса, по рации мне Глюк (Сергей Тихонов) скомандовал не крутить больше мои «вшивые» термики, и давить на тапку. А то опоздаю. Я послушный, я так и сделал. Надавил на полную. У меня оставалось 17 км до финиша и всего 20-25 минут времени. В общем спид секцию до закрытия финиша я успел взять, а вот до гола не полетел, потому как время финиша было закрыто, и вот вот должно было закрыться время посадки. Не хотев остаться без подбора (2.5. часа возвращения назад могли вылиться в 4-5 часов не на машине подбора), я сел на большую поляну, где меня тут же обступили цыганские дети. У них там такой же Бонифаций как и у нас в Паркенте angel  

Наши русские пилоты летали очень круто. Лёха Макаров почти выиграл. Глюк выиграл в спорт классе. Хотя это место хотели у него отжать. Другие ребята тоже круто летали. Я брал с них пример, учился. Настя из Питера заняла 2-е место среди женщин, а 3 и 4 - Света и Аня соответственно. Я занял скромное 19-е место, чем очень доволен.

Моменты для наших будущих соревнований:

  1. Нужно очень хорошо подготовить стартовые площадки. Они должны быть чистыми, достаточно большими и правильно расположены под ветер. Это во многом определяет как комфортно себя будут чувствовать пилоты во время старта, а значит будет влиять на безопасность в том числе. Ну и на результаты всех. На мои результаты неудобный старт повлиял, например, напрямую. Если бы старт был большим, как в Златице, я бы не сторонился суеты на маленьком старте под боковой ветер, а значит и результат был бы совсем иным. Во второй такс я летел уже на закате погоды, и, если бы вылетел пораньше, пролетел бы намного быстрее и проще.  Хотя, на то они и соревнования, чтобы выигрывали сильнейшие, которые готовы и к таким условиям.
  2. Нужен хороший комитет постановки задачи. Нужны опытные пилоты, знающие местность. Но также нужны пилоты опытные в постановке задач, не только компетиторы крутые, но и консервативные пилоты, думающие о безопасности большинства. В наши будущие соревнования нужно будет пригласить несколько хороших пилотов, которые облетают наши места до соревнований, изучат местность и будут помогать ставить адекватные и интересные задачи.
  3. Нужны помощники на старте, которые будут помогать пилотам раскладываться и нормально взлетать, если стартовая площадка ограниченная. Это касается нашего Чимганского старта.  
Безопасность

Безопасность очень важна. Это, наверное, краеугольный камень соревнований. Эти соревнования были без каких-либо происшествий. Был руководитель по безопасности – опытный пилот-инструктор Иво. Он всё отслеживал. Была, как обычно частота безопасности, по рации. Был телефон по безопасности и телефон подбора. В одном джипе подбора всегда ездил дежурный врач. Live tracking на airtribune или на flymaster live были важными помощниками безопасности соревнований. Нужно также отметить, что организаторы предупредили всех о проведении соревнований. Про нас знали на аэродроме сельхоз авиации, все пилоты знали потолок безопасных полётов – всё было супер чётко организовано в этом плане. Нам нужно сделать не хуже.

Ну и самое главное – это общение. Я так благодарен и так насладился общением со всеми пилотами. Большое спасибо всем нашим российским друзьям пилотам. Отмечу, кого найду в мордакнижке. И очень гостеприимным болгарским пилотам. Спасибо за всё.

Мистер Глюк, i.e. Сергей Тихонов

Русские пилоты

Леха Макаров на пьедестале

Ну а напоследок, наверное, предварительная затравка:

Если, худо хулоса,  всё будет хорошо, мы организуем уже нашу, узбекскую воздушную битву – национальный открытый чемпионат Узбекистана, который предварительно может пройти в начале июня 2017 года. И будет называться, если произойдёт – Chimgan Air Battle 2017, Uzbek Open Paragliding Championship. Мы всех пригласим как только что-то станет более менее предварительно и решабельноdevil . Надеюсь вы все приедете, и поможете нам в запуске Узбекистана на орбиту международного парапланерного спорта.

Спасибо ещё раз тёплое и большое всем организаторам в Златице, пилотам Болгарии, и особенно друзьям пилотам России. Я вас всех люблю..                 

Рейтинг@Mail.ru